Личный кабинет   Версия для слабовидящих
Министерство социальной политики Свердловской области
Меню
12 февраля 2024 в 15:38

День Российской науки

8 февраля 2024 года Российская академия наук празднует свое 300-летие. Памятная дата касается всех, кто связал свою жизнь с научной или исследовательской деятельностью: это академики, научные работники, профессоры и студенты. За годы существования Российской академии наук отечественные ученые сделали множество значимых открытий, повлиявших на историю страны. Благодаря труду исследователей был сформулирован закон массы вещества, открыта периодическая система химических элементов, на орбиту запущен первый спутник. Первым человеком в космосе также оказался россиянин.

Кроме того, в 2024 году исполняется 190 лет со дня рождения ученого-энциклопедиста, выдающегося химика Д. И. Менделеева. Всему миру он прежде всего известен как создатель периодической таблицы элементов. Российский ученый разработал особую систему, упорядочив компоненты на основе их химических свойств и расположив в порядке возрастания атомных масс. Данный подход стал основным принципом для изучения и понимания свойств элементов.

«Планы моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую», — говорил Д. И. Менделеев. Помимо открытий в области химии, русский ученый внес вклад и в другие естественные науки: физику, механику, воздухоплавание и экономику.

Дата 8 февраля выбрана неслучайно: в этот день по указу Петра I в 1724 году была образована Академия наук и художеств, объединившая гимназию и университет. В учреждении могли обучаться все желающие, независимо от финансового состояния. Хорошая учеба поощрялась жалованием. Официально праздник учрежден приказом президента Российской Федерации в 1999 году, учитывая «выдающуюся роль российской науки в развитии общества и государства, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России академии наук».

В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля, а учреждение было переименовано в Академию наук СССР. Дата была выбрана исходя из того, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ».

После распада СССР Российская Академия наук вернула прежнее название. После сложных первых постсоветских лет российским ученым удалось получить результаты мирового уровня. Так, при участии российских исследователей были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами с 113 по 118. Также в 1990-х годах физики из ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, позволяющая получить мощное световое излучение на Земле.

Май 2024